Форум » Из опыта работы учителей-логопедов: методические разработки, дидактические пособия, конспекты занятий, консультации, нетрадиционные формы коррекционно-педагогической работы » Конспект заседания клуба "Семейные встречи" » Ответить

Конспект заседания клуба "Семейные встречи"

K_alina: Капустина Алина Анатольевна, учитель-логопед. МДОУ детский сад комбинированного вида № 188 Советского района г. Самара Конспект заседания клуба «Семейные встречи» по теме «Фольклор в развитии речи детей». Цель: познакомить родителей с приемами формирования речи с использованием фольклорного материала. Задачи: 1. Автоматизировать звуки в связной речи детей 2. Развивать слуховое восприятие. 3. Обогащать словарь и активизировать речь детей. 4. Развивать мышление, память, воображение, внимание, ориентировку в пространстве, мелкую моторику. 5. Закреплять знания о предметах русского быта. Оборудование: аудиокассета с записями народной музыки, иллюстрации к пословицам («Один в поле не воин», «Поспешишь – людей насмешишь», «Любишь кататься – люби и саночки возить», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»), игрушка Скоморох, русские народные костюмы для детей, наборы матрешек с загадками о русской народной утвари (самовар, коромысло, ведра, печка, валенки). Вступительное слово логопеда: - Нарушение речи – достаточно распространенно явление не только у детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Одной из основных является дефицит живого общения в мире, где достижения новых технологий вытесняют взаимоотношения между людьми. Порой дети предоставлены сами себе. А общение с родителями часто заменяется компьютерными играми, сотовыми телефонами, телевидением. Культура либо разрушает психику человека, либо созидает ее. Не отрицая пользы современных технологий, нельзя забывать о наследии русского народа. Одна из задач, стоящих сегодня перед родителями - сохранить психику ребенка целомудренной, неразвращенной, что, собственно, и делали наши прадеды, что было изначально заложено в народной педагогике. Так, на Руси еще с младенчества колыбельными песнями, пестушками, потешками воспитывалось нравственное начало. Народ придумал множество скороговорок и чистоговорок, которые учат детей говорить правильно, чисто, внятно и четко. Фольклорный материал актуален и сегодня, он может активно применяться и для автоматизации поставленных звуков в речи детей, развивать фонематический слух, формировать грамматический строй речи. Давайте вместе с детьми вернемся в русскую старину, вспомним наследие наших предков. Ход мероприятия. I. Оргмомент. Звучит народная музыка, дети в русских народных костюмах входят в группу, здороваются с родителями. Л.: «Ребята, какие народные инструменты вы слышите?» Д.: «Я слышу балалайку. Я слышу свистульку. Я слышу трещотку. Я слышу гармошку» Л.: «Ребята, эти звуки доносятся с ярмарки. Приглашайте своих родителей на нашу веселую ярмарку» II. 1. В центр группы выставляются ярмарочные ворота. Появляется игрушка бибабо «Скоморох». Скоморох: Почтенные господа! Пожалуйте сюда! Народ собирается! Ярмарка открывается! 2. Л.: На ярмарке нас ждут разнообразные игры. И вот первая игра – «Перетяжки» Составляются пары играющих, им предлагаются карандаши, к которым привязана нитка с флажком посередине. К чьему карандашу флажок приблизится первым, тот и победил. Победителям скоморох раздает фишки. 3. Л.: «Скоморох знает много разных потешек и скороговорок и предлагает вам посоревноваться – повторить за ним скороговорки». Скоморох вызывает желающих посоревноваться в произнесении скороговорок, скороговорки подбираются с учетом нарушений произношения звуков у детей, детям предлагаются доступные для произнесения скороговорки с поставленными звуками, логопед отмечает правильность произношения поставленных звуков, хвалит детей за правильное произнесение поставленных звуков. Взрослые соревнуются в произнесении скороговорок с увеличением темпа произнесения. Победителям вручаются фишки. 4. А теперь приглашаем поиграть вас в русскую народную игру «Селезень». Играющие стоят по кругу, выбирают селезня и уточку. Затем идут по кругу, держась за руки. Дети: (поют) Селезень уточку догонял, Молодой уточку загонял: «Ходи, утица, домой, Ходи, серая, домой!» Селезень идёт внутри круга по часовой стрелке, а уточка за кругом против часовой стрелки. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры « Кошки-мышки ». Поймав уточку, селезень заводит уточку в круг. Ведущего игры выбирают с помощью считалок, которые предварительно разучивались с детьми. Игра проводится 2 раза, каждый раз при выборе селезня и уточки используется новая считалка. 5. Скоморох: «Ребята, у меня есть волшебный сундучок. В нем картинки не простые, в них спрятаны пословицы народа русского. Кто пословицу отгадает, тот и приз получает». Детям и родителям раздаются картинки, к которым необходимо подобрать подходящую пословицу. Первые родители и дети, подобравшие пословицы, получают поощрительные фишки, в случае затруднения пословицы подбираются коллективно. 6.Л.: «А вот и новая игра, с матрешками играть пора. Расставь матрешек по порядку, и прочитаешь ты загадку». Стоит изба из кирпича — То холодна, то горяча. (Печь) В них упрячешь две ноги - И в мороз гулять беги. Все в шерсти, а кожи нет. (Валенки) Два купаются, третий на земле валяется, двое искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра и коромысло) В избу идут – плачут, из избы – скачут. (Ведра) Детям предлагается разложить матрешек с написанными на них словами от самой маленькой к самой большой, родитель читает загадку, а ребенок отгадывает ее. Пары родителей с детьми, которые первыми справились с заданием, награждаются фишками. III. Скоморох: «Поиграли вы на славу! Фишки надо посчитать, Их количество назвать. И теперь уж вам по праву Пора пришла призы вручить, Их хотите получить?» Подсчитываются фишки у представителей каждой семьи, победителям вручаются книги с русскими народными скороговорками, всем детям – сувенирные пряники в виде матрешек. IV. Чаепитие. Обсуждение впечатлений от заседания клуба, приемов, которые родители взяли на заметку для развития речи детей дома. Литература: 1. Махавеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.П., 1998 г. 2. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М., 1997г. 3. Пословицы русского народа из сборника В. Даля – М., 1995г. 4. Сухин И.Г. – Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль, 2004г.

Ответов - 0



полная версия страницы