Форум » Из опыта работы учителей-логопедов: методические разработки, дидактические пособия, конспекты занятий, консультации, нетрадиционные формы коррекционно-педагогической работы » Методическое пособие "Занимательное обучение чтению" » Ответить

Методическое пособие "Занимательное обучение чтению"

ikplogo: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ» Т.Е. Ковригина МОУ Тимашевская СОШ «Образовательный центр», Кинель – Черкасского р-на, Самарской обл. учитель-логопед Не вызывает сомнения, что формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается количество детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, путают их, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. По моим наблюдениям к концу программных сроков прохождения алфавита в январе в среднем 10% детей испытывают трудности в усвоении графического образа букв. Часто это дети с ФФН и дети с ОНР 4 ур. Недостаточное развитие зрительного, пространственного, фонематического восприятия затрудняет усвоение знаний. В большом разнообразии азбук, предоставляемых учителям и родителям в учебных пособиях, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы (например, буква Ц не похожа на цыплят). На идею создать ассоциативную азбуку, в которой картинка помогала бы запоминанию графического образа буквы и одновременно начиналась бы с соответствующего звука, меня натолкнула «Азбука в картинках и стихах» В.А. Ковшикова. Я взяла её за основу разработки своего методического пособия, целью которого является предупреждение и коррекция нарушений чтения. Разработанная мною азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному её запоминанию. В моей «Азбуке» буквам соответствуют сходные с ними изображения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Например, буква П изображена в виде парты, Б – сложенных в виде этой буквы бус. Картинки и буквы изображены чёрным цветом на белом фоне (как печатный шрифт в книгах), чтобы цвет не затруднял восприятие и запоминание букв. Для успешного обучения слогослиянию рекомендуется называть буквы, как звуки: не бэ, а [б], не же, а [ж]. В процесс ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, содержащие слова со звуком, соответствующим изучаемой букве. Например, «В первом классе мы за партой изучаем букву П. Буквой Б лежали бусы, посмотри и полюбуйся» На логопедических занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Сюда можно «подглядеть», если при чтении слогов или слов ребёнок забыл букву. Рекомендуется подсказывать ребёнку при забывании не сами буквы, а их образы. Во время ознакомления с буквой детям можно предложить вылепить её из пластилина (гласную из красного, согласную из синего), обвести по трафарету, ощупать объемную букву и другие виды работ. В результате работы основных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный) дети быстро и прочно усваивают буквы. Формированию у детей умения читать слоги и слова служит использование слоговой таблицы и таблиц слов различной слоговой структуры. Занятия с использованием этой азбуки могут проводиться самостоятельно, элементы могут включаться в структуру других занятий (уроки чтения, письма в начальной школе; занятия по подготовке к обучению грамоте в детском саду.) Это методическое пособие могут использовать: • Учителя-логопеды школьных логопунктов и ДОУ; • Учителя начальных классов; • Родители детей, у которых обнаружились трудности овладения чтением.

Ответов - 0



полная версия страницы