Форум » Из опыта работы учителей-логопедов: методические разработки, дидактические пособия, конспекты занятий, консультации, нетрадиционные формы коррекционно-педагогической работы » Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада » Ответить

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада

ikplogo: Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада ( Методические рекомендации для воспитателей МДОУ детского сада компенсирующего вида № 465 городского округа Самара. Подготовлен учителями логопедами детского сада №465 и рекомендован для использования в практической деятельности. Утвержден на педагогическом Совете ДОУ в мае 2009 года) Работа воспитателя в логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка. Вместе с этим воспитатель группы реализует комплексную программу образовательного стандарта и готовит ребенка к обучению в школе. Педагогический эффект в решении этой сложной проблемы зависит от творческого, профессионального контакта логопеда , специалистов ДОУ и воспитателя, то есть всех участников единого коррекционного процесса. Ведь известно, что успех в формировании речи у дошкольников с речевыми нарушениями во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых умений и навыков, приобретаемых детьми под руководством логопеда на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Традиционно складывалось, что работа воспитателя в речевой группе отличается от работы воспитателя массового сада тем, что он проводит во второй половине дня работу по заданию логопеда. Но коррекционная работа не должна ограничиваться только этим. Современные подходы к коррекции речевых недостатков воспитанников логопедических групп требуют четкой организации, последовательности и взаимосвязи в работе всех участников единого коррекционного процесса. Мониторинг воспитанников детского сада на протяжении многих лет показал , что дети логопедических групп, кроме нарушений речи, имеют значительные затруднения в овладении счетными операциями, в овладении навыками рисования, конструирования , явно прослеживается несформированность психических функций: мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Естественно, что у таких детей и в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь указанных детей ниже возрастной нормы, они с трудом воспроизводят сложные слова, нарушают слоговую структуру слова, не используют в речи предложения сложных конструкций. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Им недоступно творческое рассказывание. Они допускают многочисленные ошибки на согласование, пропуски или замены предлогов - то есть, налицо нарушение всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. У детей логопедических групп прослеживается нарушение мелкой моторики, они не соответствуют возрасту, и формирование графомоторных навыков требуют дополнительной работы и развития. Нарушение графомотроных навыков присутствуют у дошкольников на протяжении нескольких лет пребывания в логопедической группы. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижные, движения их неточные и несогласованные. Кроме этого, поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то у детей с нарушением речи словесно-логическое мышление менее развито по сравнению с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Все эти особенности детей речевых групп хорошо заметны любому воспитателю, работающему в логопедической группе. Но воспитатель должен не только замечать и наблюдать, он должен, прежде всего, изучить своих воспитанников. Для этого в начале учебного года воспитатель в обязательном порядке в период с 1-15 сентября обследует детей своей группы. В нашем дошкольном учреждении разработан диагностический инструментарий , в основу которого положены методические рекомендации Ю.Ф. Гаркуши. Обследование длится не менее двух недель, и его результаты обязательно документально оформляются в педагогическом листе на каждого ребенка, а затем включаются в индивидуальную программу развития. На основе и с учетом данного обследования, воспитатель совместно с логопедом формирует подгруппы детей для дальнейшего наиболее полноценного проведения коррекционной работы. Обследование же поможет воспитателю выявить имеющиеся у детей навыки и умения, необходимые для осуществления различных видов деятельности, а так же зафиксировать пробелы в знаниях у детей, для того, чтобы впоследствии планировать коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей. Аналогичное обследование проводится в середине ( до 25 января) и в конце учебного года ( до 25 июня). Цель этого обследования - проследить динамику развития ребенка. /Примерный наглядный материал подбирается специально и используется только для обследования/. После проведенного в сентябре ( с 1-15 сентября) обследования воспитанников логопедической группы коррекционная работа проводится воспитателем совместно со всеми специалистами ДОУ в течение всего учебного года под руководством и контролем логопеда. Его ведущая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы и динамику всех коррекционных процессов. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это его главная и в то же время специфическая функция. Выполнять эти функции стало возможным, так как все воспитатели ДОУ № 465 прошли курсовую подготовку по основам теории и практики логопедии. К коррекционным задачам, выполняемым воспитателем речевых групп, относятся следующие: • Закрепление изученных речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях; • пополнение, уточнение и активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов; ( «оречевление» режимных моментов) • систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей; • развитие памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы - процессов, тесно связанных с речью; • совершенствование словесно-логического мышления, как одной из функций речи; • работа по развитию артикуляционной и пальцевой моторики. • как конечный результат работы- формирование связной речи Коррекционная работа в логопедической группе может быть спланирована следующим образом: • коррекционные занятия фронтального типа должны проводиться во второй половине дня с 1530 до 1615 не менее 2-3 раз в неделю. Они обязательны для всех детей. Структура коррекционного занятия выглядит так: 1. Организация детей на занятие. 2. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. 3. Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, развитие связной речи. 4. Физминутка. 5. Самостоятельная работа детей по самокоррекции. /При самостоятельной работе все задания, предложенные, детям должны быть строго индивидуализированы, однако при наличии у детей сходных недостатков, возможно объединение в подгруппы и одинаковые задания для детей одной группы/. 6. Выполнение заданий логопеда / Проводится с отдельными детьми во время работы по самокоррекции/. Индивидуальное занятие проводится обязательно перед зеркалом в начальный период работы , затем дети учатся осуществлять контроль за органами артикуляции с опорой на кинестетические ощущения. 7. Итог занятия. Готовясь к коррекционным занятиям, воспитатель обязательно должен учесть следующие требования: • вносить коррекционное занятие в план ( при традиционном планировании); • наглядный материал к занятию готовить заранее; • план коррекционного занятия должен обязательно содержать речевой материал для расширения словаря; • в план обязательно включается перечень заданий для самокоррекции и содержание физминутки; • необходимо помнить, что отбор речевого материала для коррекционных занятий делается с учетом тематики логопедических занятий, а также с учетом уровня развития фонетико-фонематической стороны речи у детей и в соответствии с требованиями учителя-логопеда Кроме этого, в оставшиеся свободными от коррекционных занятий дни, проводятся индивидуальные занятия по устранению нарушений звукопроизношения по заданию логопеда. Эти занятия проводятся во второй половине дня. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетради для вечерних занятий /Примерно это 4-5 человек/. Учитывая, что сетка занятий в логопедических группах переуплотнена и зачастую имеются нарушения норм САНиПИН по количеству занятий в неделю, коррекционный час можно не планировать как занятие, а организовать и спланировать как игровые упражнения по закреплению поставленных речевых функций. Тогда в ежедневных планах это должно быть отражено соответствующим образом. Развитие артикуляционной моторики является еще одним важным разделом в работе воспитателя, и осуществляется с самого начала обучения.( в течение двух месяцев ежедневно обязательно, а далее по необходимости) Достаточно 5-и минутных каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить в любое время.( Смотри памятку по методике проведения артикуляционной гимнастики) Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей. В настоящее время в связи с большой перегруженностью детей различными занятиями и в связи с тем, что с детьми работает большое количество специалистов /особенно в дошкольном учреждении нашего типа/, мы считаем возможным сократить количество коррекционных занятий до 2 –х раз в неделю, а не проводить их ежедневно, как рекомендовалось ранее. Но это совсем не должно означать сокращение объема материала коррекционных занятий, т.к. мы предлагаем более полно использовать для коррекционных целей все режимные моменты. Так как именно режимные моменты /подготовка к приему пищи, одевание на физкультуру, прогулка, дежурство в уголке природы, труд на участке и т.д./ по значению и по времени занимают большое место в жизни дошкольников. Поэтому можно успешно использовать режимные моменты для закрепления и дальнейшего развития речевых навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Целесоо6разно использовать с коррекционной целью естественно возникающие ситуации. Все режимные моменты можно наполнить целенаправленным общением детей между собой, а так же общением между детьми и персоналом. Идя по этому пути, мы поняли, что большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может быть успешно закреплена вне занятий. Вне специальных занятий могут быть закреплены и поставленные логопедом звуки на этапе их автоматизации. В соответствии с целями логопедической работы процесс проведения режимных моментов можно организовать так, что6ы он способствовал развитию понимания обращенной речи; закреплению навыков, связанных с использованием диалогических форм общения; с практическим усвоением словообразования и т.д. В процессе общения возможно составление простых предложений по производимым, действиям; закрепление у детей навыков связной речи и составления коротких рассказов о выполняемых действиях. Рекомендации: 1. Материал, подлежащий закреплению, располагается в «Речевой газете» группы, для родителей –в специальной папке в раздевалке. 2. Общение с взрослым всегда должно являться средством закрепления в спонтанной речи навыков правильного звукопроизношения. Пример подобной работы во время сбора детей на прогулку может выглядеть так: "Миша надевает штаны. Затем он наденет шапку, шубу и шарф". Следует заметить, что речь воспитателя, работающего в логопедической группе, должна быть четкой, правильной и грамотной ,с орфоэпическими нормами произношения. В свободной деятельности возможна коррекция не только речевая, могут решаться различные типы коррекционных задач: к примеру, можно учить детей последовательно выполнять необходимые действия с учетом инструкции; производить действия по многоступенчатой инструкции, связно рассказывать о выполненных действиях и многое другое. Еще одним разделом коррекционной работы является развитие мелкой моторики пальцев рук. Проводить упражнения по развитию мелкой моторики так же возможно вне специальных занятий. Воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики, собирать мозаику из мелких деталей, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т.д. С этой целью в каждой группе оборудован соответствующий уголок с перечисленными предметами. Здесь ребенок, нуждающийся в тренировке мелкой моторики, всегда может выбрать игру по желанию. Кроме перечисленных выше особенностей работы воспитателя в логопедической группе, хочется отметить еще одну: у детей с общим нарушением речи, как правило, недостаточно сформирована игровая деятельность, и их просто необходимо учить играть. Для этого необходимо создать базу, подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни, которые в наибольшей степени дети получают в ходе целевых прогулок. Перед такой прогулкой воспитателю обязательно следует наметить объем понятий, с которыми он собирается знакомить детей, словарь, который придется уточнить. Во время прогулки необходимо не только привлечь внимание детей к каким-то объектам, совершаемым действиям, но и называть их, а, кроме того, просить детей запоминать и повторять название. После того, как проведена экскурсия по определенной теме, можно приступать непосредственно к организации игры. Кроме игр в группе в коррекционных целях можно использовать и подвижные игры на улице. Главная цель подобных игр - развитие общей моторики и умения координировать стихотворный текст с правильными движениями. Особая роль отводится работе с родителями. Индивидуальные консультации, практический показ, обучение простейшим приемам коррекции той или иной функции, объяснение заданий логопеда, привлечение к ведению индивидуальных тетрадей воспитанников ( рисунки, штриховки, обводка и другое) – вот далеко не полный перечень деятельности воспитателя в работе с родителями. Очень важно, чтобы воспитатель контролировал, забирают ли домой тетрадь с заданием логопеда родители, приносят ли ее в сад и занимаются дома по ней. Важно убеждать родителей в необходимости подобной работы, т.к. устранение речевого дефекта невозможно без закрепления дома. При этом педагоги нашего детского сада строго определили задания, которые доступны для выполнения детьми с родителями, чтобы не нанести вред коррекционной работе и неправильно закреплять поставленную речевую функцию. Накопленный опыт работы показал, что проводимая таким образом коррекционная работа воспитателя в речевых группах даст эффект в решении сложной проблемы - устранению нарушений звукопроизношений у дошкольников.

Ответов - 0



полная версия страницы